Крановые тормоза

Насосное оборудование

 

Предохранительные клапаны непрямого действия Г52-2 и клапаны по ГОСТ 21148-75

 

Предохранительные клапаны непрямого действия Г52-2 и клапаны по ГОСТ 21148-75

Конструкция предохранительных клапанов непрямого действия Г52-2 (а), клапанов по ГОСТ 21148-75 (б) и типовая статическая характеристика (в)

 

Предохранительные клапаны непрямого действия Г52-2 (рисунок а) и клапаны по ГОСТ 21148-75 (рисунок б) состоят из следующих основных деталей: корпуса 4, переливного золотника 5, пружин 9 и 14, крышки 13, шарикового вспомогательного клапана 12 и регулировочного винта 15. Масло из напорной линии подводится в полость 6 клапана и отводится от него в сливную линию через сливное отверстие 3. Полость 6 каналом 2 соединена с нижней торцовой полостью 1 переливного золотника и через малое отверстие 7 в золотнике с верхней торцовой полостью 10, откуда масло через вспомогательный клапан может поступать в сливную линию по каналу 11. Если давление в гидросистеме не превышает давления, на которое настроен вспомогательный клапан, последний закрыт, давления в торцовых полостях переливного золотника 5 одинаковы, и золотник прижат пружиной 9 к своему конусному седлу, вследствие этого напорная и сливная линии разъединены. Как только давление масла на вспомогательный клапан 12 преодолевает усилие пружины 14, регулируемое винтом 15, шарик отойдет от седла, и масло в небольшом количестве из полости 6 по каналам 7 и 11 будет поступать в сливную линию. Из-за потери давления в малом отверстии 7 давление в полости 10 уменьшится, и золотник 5 переместится вверх, сжимая пружину 9 и соединяя напорную линию со сливной. Перемещение золотника вверх происходит до тех пор, пока силы от давления в полостях 1 и 6 не уравновесят силу or давления в полости 10 и усилие пружины 9. После этого давление в полости 6 (в напорной линии) автоматически поддерживается постоянным. При случайном возрастании давления в напорной линии увеличиваются поток жидкости через отверстие 7 и потери давления в нем, равновесие сил на золотнике 5 нарушается, и он поднимается вверх, дополнительно сжимая пружину 9. Это приводит к уменьшению сопротивления дросселирующей щели между переливным золотником и его коническим седлом, а следовательно, к снижению давления в напорной линии до заданного уровня. Если давление в напорной линии падает ниже давления настройки вспомогательного клапана, последний закрывается, давления в полостях 1, 6 и 10 выравниваются, и пружина 9 прижимает золотник к седлу, надежно разъединяя напорную и сливную линии. Давление в гидросистеме регулируется поворотом винта 15.
Клапан может быть использован и для разгрузки системы от давления. Если отверстие 8 через кран или золотник управления соединить с линией слива, давление в полости 10 упадет, золотник 5 под действием небольшого давления (~0,3 МПа) в полостях 1 и 6 поднимется вверх, сжимая сравнительно слабую пружину 9 и соединяя напорную и сливную линии. При этом все масло, подаваемое насосом, сливается в бак, а давление в напорной линии не превышает 0,3 МПа. Золотник управления может входить в комплект предохранительного клапана. При выключенном электромагните золотника управления 16 полость 10 соединяется с линией слива, и гидросистема разгружается от давления; при включении электромагнита клапан работает, как было описано выше.
На рисунке в показана типовая статическая характеристика предохранительных клапанов непрямого действия: зависимость давления настройки р от расхода масла Q, проходящего через клапан (Qmin - минимальный расход, Δр - изменение давления настройки в диапазоне расходов от минимального до номинального Qn).

Схема расшифровки обозначений предохранительных клапанов Г52-2

В качестве примера в схеме расшифровки обозначений клапанов Г52-2 (рисунок) рассмотрен предохранительный клапан АПГ52-24 без электрического управления разгрузкой, стыкового исполнения по присоединению, на давление 1 - 10 МПа, имеющий диаметр условного прохода 20 мм.

 

Типовые схемы применения предохранительных клапанов непрямого действия

Несколько типовых схем применения предохранительных клапанов в гидросистемах показаны на рисунке. В гидросистеме рисунок а масло от регулируемого насоса 1 через распределитель 4 поступает в поршневую камеру цилиндра 5, а из его штоковои камеры вытесняется в резервуар. Давление масла определяется нагрузкой на цилиндре и контролируется манометром 2. Предохранительный клапан 3 срабатывает лишь в том случае, когда нагрузка на цилиндре превышает допусти-мую или цилиндр останавливается на упоре. В нормальных условиях эксплуатации поток масла не проходит через предохранительный клапан, так как последний настроен на давление, превышающее максимальное рабочее давление гидросистемы не менее чем на 0,5 МПа. В гидросистеме рисунок б предохранительный клапан 3 работает в переливном режиме, так как дроссель б ограничивает поток масла, поступающего от нерегулируемого насоса 1. в цилиндр 5, причем оставшаяся часть масла через клапан 3 возвращается в резервуар, а давление масла в гидросистеме определяется настройкой клапана и практически не зависит от нагрузки на цилиндре. В гидросистеме рисунок, в насос разгружается от давления при выключении электромагнита 7 клапана 3 с электрическим управлением разгрузкой. При включенном электромагните гидросистема работает анало-гично описанной выше.